Муки, мяса и молока Казахстан производит достаточно для того, чтобы закрыть внутренние потребности. Вот только не все, что производится, доходит до потребителя.

Ольга Цой, ведущая

— Дамир, только вчера ты говорил о барьерах, мешающих работать нашим бизнесменам в ЕАЭС. Так, а что же мешает нашим производителям конкурировать уже в Казахстане?

Дамир Абуов, корреспондент

— Все мы периодически покупаем продукты. Возьмем, к примеру, колбасу. Чаще всего это изделие, лежащее на прилавках в красивой качественной упаковке с разрекламированным брендом — импортного производства. Ну и кто после этого не захочет нарезать вкусной, красивой колбаски к ужину? А вот колбаса отечественных производителей чаще остается в тени. Да что уж там колбаса, когда даже молоко на казахстанских прилавках зачастую зарубежное. Проблема в том, что современный фермер сегодня не в состоянии не то, что переработать мясную продукцию — некоторые даже забить животное не могу в соответствии с правилами.

А что уж говорить о выходе на большой рынок. Доступ к прилавку для небольших хозйств закрыт — на рынке орудует мафия из перекупщиков. Этот вопрос поднимается постоянно, как вариант, предлагается фермерам сдавать свою продукцию в сервисно-логистические центры. Вот только сложность в том, что таковые в нашей стране отсутствуют. Своей точкой зрения об этом и не только в эксклюзивном интервью с нами поделился советник министра сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков.

Толеутай Рахимбеков, советник министра сельского хозяйства РК

— Потому что нет инфраструктуры, которая бы доставляла продукцию, выращенную на селе, до переработки, до прилавков супермаркетов и так далее. Вот в этом одна из проблем. И этим пользуются многочисленная цепочка посредников. К сожалению, до сих наши сельхозторовапроизводители до сих пор никак не могут понять менталитет, они ориентированы на базар, не на рынок. Вот как раз кооперативы, мы надеемся, должны эту проблему решить.

Решить проблему могли бы кооперативы, в которые объединились бы мелкие производители. В прошлом году в стране было создано 157 кооперативов из 15 тысяч личных подсобных хозяйств. Отметим, что входя в сельхозсообщество, фермерам не надо объединять земли и скот. Работать они могут как раньше, только голова лишний раз болеть не будет из-за проблем со сбытом, в том числе и на внешние рынки. Так что кооперация – это действительно выход из сложной ситуации в условиях конкурентной среды. Один в поле не воин, как говорится. В подтверждение вышесказанному предлагаю послушать комментарий зампредседателя «Kaznex Invest» Мейержана Майкенова.

Мейержан Майкенов, зампредседателя правления по вопросам экспорта АО «Kaznex Invest»

— Сейчас во всем мире идет ужесточении конкуренции, то есть сужаются рынки. Выходить на экспорт стало непросто, здесь надо усилить координацию, активную поддержку товаропроизводителей. С этой целью сейчас проводится реформирование поддержки экспорта. Принято решение по созданию нацкомпании по продвижению «Казахэкспорт». Эта компания будет предоставлять сервисную и финансовую поддержку товаропроизводителям по принципу «одного окна». Экспортер может получить весь спектр поддержки в этой организации.

На поддержку крестьян на самом деле выделяются колоссальные суммы из бюджета. Другое дело, что поддержка порой почему-то оказывается неэффективной. Вот какими наблюдениями с нами поделился независимый эксперт Рахим Ошакбаев. Рахим

Ошакбаев, независимый эксперт

— В сельском хозяйстве мы увидели, что отсутствуют доступные и понятные материалы малым, средним предприятиям, которые не имеют возможности для проведения глубокого анализа информации, методички, рекомендаций о том, как начать экспорт, скажем, той же мясной продукции в Китай. То есть какие-то конкретные брошюры, блок-схемы и так далее. Их просто нет в настоящий момент, несмотря на то, что все говорят про этот экспорт.

В прошлом году экспорт продовольственных товаров составил всего 6 процентов из всего объема проданной за рубеж продукции. В дефиците — мясо птицы, сахарная свекла, сыры, сухофрукты, сахар, некоторые овощи. Вот как раз решить все эти проблемы продовольственной безопасности призвана госпрограмма развития АПК на ближайшие пять лет. Если все пойдет как задумано, можно быть уверенными, что и казахстанской колбаски на ужин казахстанскому потребителю захочется.